новости, поисковые отряды, Карелия, КРОФ "Эстафета поколений"

Новости / МОРАН СОЛНЬЕ - 406.

78_29.png

·

·

·

·

ПО «Карельский рубеж» КРОФ «ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ» ведет поисковые работы  на территории Кондопожского района. Интересная информация поступила от финского поисковика Исмо Микконен, о том, что в июне 1944 года в районе озера Уница, пропал без вести самолет Моран Солнье-406, с регистрационным номером 606. Известно, что 20 июня 1944 года началось наступление советских войск на Медвежьегорско-Масельском направлении, наступление проводилось при поддержке авиации. 26 июня 1944 года силами 313 стрелковой дивизии, был полностью освобожден город Медвежьегорск. Перед 1070 стрелковым полком 313 дивизии была поставлена дальнейшая задача: преследовать врага вдоль Кировской железной дороги и освободить г. Кондопога. Выписка из журнала боевых действий 313 стрелковой дивизии. «После взятия Медвежьегорска 1070-й полк преследовал финнов от Медвежьегорска через Кяппеселыу — Уницу —  до Кондопоги . По показаниям гражданского населения д. Кяппесельга с 8.00 до 13.00 часов 25.06.44 г. противник отходил на юг, отправив железнодорожными эшелонами около 2 –х тысяч человек. 1070 СП при поддержке авиации, преследуя противника вдоль  Кировской железной дороги в 17.00  27.06.44 г. овладел  пос. Лижма»

 Информация  военного архива Финляндии, относящаяся к этой же дате.

«Моран-Солнье-406, регистрационный номер 606, поступил на вооружение ВВС Финляндии в декабре 1940 г. В апреле 1941 года передан 28-ой эскадрилье. 21 июня 1941 года  пилотом самолета стал лейтенант Р. Туркки. В октябре 1942 года пилотом стал фенрик Р. Таркканен.  27 июня 1944 Моран пропал во время вылета по перехвату советских самолетов в районе озера Уница, машину пилотировал фенрик П. Лайтинен. Общий налет составил 383 часа 20 мин. 9 августа 1944 года был снят с учета. В составе 28-ой эскадрильи на самолете было одержано 4 победы.»

Несколько слов о последнем пилоте 606-го.

«Лайтинен, Пентти Аатто Олави, студент, фенрик, служил в 28-ой истребительной эскадрилье, родился 9 октября 1919 года в Миккели, погиб 27.6.1944 в южной части озера Уница.»

Место падения самолета было обнаружено с помощью местного жителя. Сразу стало ясно, что предстоит большой объем работы.   Подбитый Моран № 606, падал в сосново - еловый лес. Судя по оставшимся пням, деревья были  могучие и высокие. Задевая деревья, самолет начал разрушаться еще в воздухе. Части самолета находились на большом расстоянии друг от друга.  Несколько лет назад в этих местах прошла лесозаготовка. Оставленный после лесозаготовительных работ мусор – ветки и стволы деревьев, очень затрудняли поиск.

Но не смотря на это, в первый же день, Олег Столепов  нашел первую шильду от самолета, кроме того на обшивке одной детали, был выбит номер 606. Мотор от самолета, вероятно, был вывезен еще во время войны.  Было обнаружено место падения кабины. После падения, самолет горел. Боезапас взорвался, обнаружено много разорвавшихся гильз. Кроме того, к этому времени, из финских источников, нам стало известно, что самолет был сбит в воздушном бою советскими истребителями Аэрокобрами.

Вскоре мы нашли подтверждение этому факту. Обнаруженный на месте падения генератор самолета, имел пулевые повреждения, диаметром, соответствующим калибру пулеметов Аэрокобры – 12.7 мм. Также были найдены еще 3 шильды, остатки от радиостанции, деталь от системы SOS, радиолампы, стекла, различные пряжки от парашютной системы, прицел, шильда от пропеллера, аккумуляторы, колеса от самолета. Останков летчика и его личных вещей пока обнаружить не удалось. Поисковые работы будут продолжены.

                                                                                                 Н.Столепова



НАВЕРХ